Все демоны помогали во всём своему повелителю Люциферу, и среди их
многочисленных обязанностей по причинению зла людям была ещё одна
специфическая – они умели вселяться в человека и подолгу не давать ему
покоя, порой доводя его до исступления. Такая одержимость против воли
жертвы очень напоминает собой приступы эпилепсии или истерии и обычно
проявляется везде одинаково.
1. Съёживание тела, сильные судороги, корчи, вызываемые нечистой
силой; 2. Рвота странными предметами; 3. Странное изменение
голоса.
Демоны, чтобы незаметно проникнуть в организм жертвы,
обычно прибегают к испытанному приёму – какому-нибудь угощению.
Анри
Боден считает, что для «этого лучше всего подходят яблоки, в которых
может спрятаться дьявол ( демон ). Таким образом, Сатана повторяет в
точности свои действия, которые он предпринимал в раю, чтобы соблазнить
Адама и Еву».
В Европе случаи одержимости наблюдались в основном,
в монастырях. Одна монахиня-истеричка вполне могла «заразить» всех
сестёр с помощью непосредственного воздействия на них и внушения, и
тогда для возвращения таких женщин в нормальное состояние требовалось
изгнание бесов, то есть экзорцизм.
Тот же Боден в 1580 году
писал, что случаи одержимости дьяволом наиболее часто происходят в
Испании и Италии, но в начале XVII века на первое место постепенно вышла
Франция.
В 1583 году в Вене у шестнадцатилетней девушки-монахини
начались дикие судороги и корчи, которые по своему характеру были
определены как демонические. Приглашённым на помощь иезуитам пришлось в
поте лица поработать, чтобы изгнать из неё 12 652 живых демонов, которых
её бабушка хранила в виде мух в стеклянном кувшине с крышкой.
Семидеситилетнюю старуху под пытками уличили в связи с Дьяволом. Её,
привязав к хвосту лошади, дотащили до городской площади, где и сожгли на
костре. В 1610 году сестра Маделена де ля Палю из монастыря урсулинок в
Экс-ан-Прованс оказалась вместилищем целого легиона в 6666 демонов,
включая Вельзевула, Левиафана, Ваалберита, Асмодея и Астарота, а другая
монахиня, из этого же монастыря, была одержима Веррином, Грезилем и
Сонеллоном.
Заклинатели, совершая свои экзорсизмы, заставляли
демонов в момент выхода из тела жертвы обозначать свой выход
какими-нибудь знаками, так называемыми стигматами. Вот один пример:
Игуменья
Луденского монастыря Анна Дезанж была одержима сразу семью демонами:
Асмодеем, Амоном, Грезилем, Левиафаном, Бегемотом, Баламом и Изакароном.
Асмодея
удалось заклинаниями выгнать из игуменьи первым. При выходе он оставил
на ней свою «печать» – отверстие в боку…Вышедший за ним Амон оставил
точно такое отверстие. Третий демон Грезиль тоже вышел через бок
игуменьи, оставив там дыру. Четвёртый – Левиафан, сидевший у неё во лбу,
при выходе из своего насиженного места оставил посередине её лба
«печать» в виде кровавого креста. Пятый – Бегемот, пребывавший в чреве
игуменьи, при выходе должен был подбросить свою жертву на аршин вверх,
что он исправно исполнил. Шестой демон – Балам облюбовал себе место в
теле игуменьи в правом боку под вторым ребром. При выходе его из её тела
у неё на руке появилось начертание его имени, которое оставалось
неизгладимым на всю жизнь. Последний – Изакарон, сидел в правом боку под
последним ребром. При выходе он оставил свой знак в виде глубокой
царапины на большом пальце левой руки игуменьи.
В трактате
«Malleus Maleficarum» утверждается со ссылкой на самых авторитетных
учёных, что демоны не могут подчинять себе волю и разум человека, а лишь
его тело и телесные функции. Во многих случаящ демоны неспособны даже
осваивать тело целиком, а вселяются в некую его часть – какой-нибудь
внутренний орган, мышцу или кости.